Поздним вечером 25 февраля 1930 года в небольшом подвальном помещении жилого дома по Старопименовскому переулку собрался цвет театральной Москвы. Обозначив имена лишь некоторых из них — Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Юрий Завадский, — убеждаешься в особой важности момента. На торжественном открытии Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) читал собравшимся свою новую поэму «Во весь голос» Владимир Маяковский. «Все вскочили с мест, приветствуя своего поэта, — свидетельствовал один из участников того вечера. — Больше никто не захотел выступать». А назавтра… Как вам цитата из летописи Дома: «В работу включились молодые артисты Сергей Образцов, Рина Зелёная, Николай Хмелёв, Борис Тенин, Марк Прудкин, Михаил Яншин…» Дальше — больше. Сюда стали захаживать художники, циркачи, композиторы, писатели, журналисты. Начали обживать Дом представители героических профессий, каковыми тогда считались лётчики и мореплаватели, спортсмены, а позже космонавты. Но стоп! Пусть о славной истории Дома поведает нам человек, отдающий ему большую и, как она сама считает, лучшую часть своей жизни, — директор — художественный руководитель ЦДРИ, заслуженный деятель искусств РФ Энгилиса Пого релова. — Первым председателем нашего Дома, в то время Клуба театральных работников, был избран руководитель Главискусства при Народном комитете просвещения Феликс Яковлевич Кон. Кстати, в начале 20-х он был одним из первых главных редакторов газеты «Красная звезда». Народному артисту Москвину, возглавившему ЦДРИ после ухода Кона, принадлежит идея, что сила клуба не только в общении между собой артистов, но и в возможности встретиться здесь с учёными, писателями, представителями рабочего класса и творческой интеллигенции. Потом Домом руководила выдающаяся певица, солистка Большого театра Валерия Барсова. Следующую страницу истории ЦДРИ в качестве председателя правления писал Иосиф Михайлович Туманов, известный театральный режиссёр, постановщик массовых, приуроченных к торжественным событиям представлений. Самым из них запоминающимся, конечно, стала Олимпиада-80. Евгений Рубенович Симонов, сменивший Туманова, был его коллегой по театральной режиссуре, в разное время возглавлявший театры — Малый и Вахтанговский. С 1994 года в течение более десятка лет у руля правления стояла прославленная балерина Большого театра Ольга Васильевна Лепешинская. Ныне в этой должности замечательная российская актриса театра и кино, ученица Сергея Герасимова и Т амары Макаровой Зинаида Михайловна Кириенко. — С каким настроем вы, Энгилиса Георгиевна, встречаете юбилей? — Честно говоря, на сегодня поводов для празднования меньше, чем забот, которые есть у всех подобных центров искусств в столице. Но не будем о грустном. Главное, что ЦДРИ живёт активной жизнью, всегда полон гостей, зрителей, что члены правления — а это известные в стране люди — продолжают считать Дом своим, приходят сами, приводят своих учеников. Эстафета уважения к Дому: ветераны, молодые, дети — действует. И какие ветераны! Замечательный пианист Давид Лернер, который аккомпанировал ещё Марии Максаковой и Сергею Лемешеву. Когда я пришла работать в Дом на Пушечной — сюда Дом переехал накануне войны, — свои первые шаги на сцене ЦДРИ делали Саша Филиппенко и Гена Хазанов, студент циркового училища Фима Шифрин, нашими постоянными гостями были Роман Карцев, Виктор Ильченко, Миша Жванецкий. Впервые выходили к зрителю студент «Щуки» Костя Райкин, юная певица Алла Пугачёва, второкурсник ГИТИСа Филипп Киркоров, Клара Новикова. У меня хранится фото Филиппа с надписью: «Только позовите — прибегу». Это традиция, заложенная ещё в начале истории ЦДРИ, — отсюда молодёжь шагает в большую творческую жизнь. — Вся история ЦДРИ буквально насыщена легендами. Рассказывают, что именно здесь Валерий Чкалов подружился с популярным в 30-е годы актёром Владимиром Белокуровым, что помогло тому впоследствии воплотить образ легендарного лётчика в кино. Здесь выдающийся актёр и режиссёр Николай Охлопков не побоялся хлопнуть дверью, когда его постановку на обсуждении взялся разносить всесоюзный прокурор-палач Андрей Вышинский. Здесь поэты в непринуждённой обстановке встречались с композиторами, и потом рождались песни, вошедшие в золотой фонд истории страны. И военные в том числе. — Если обратиться к военной истории, то именно здесь формировались концертные бригады, которые устремлялись на фронт. Устраивались концерты, выставки, ярмарки, средства от которых направлялись в фонд помощи детям, пострадавшим от войны. В октябре 1941 года в ЦДРИ комитетом по делам искусств при Главпуре Красной Армии стали создаваться концертные фронтовые бригады из актёров, оставшихся в Москве. Этот своеобразный концертный штаб действовал до 1943 года, и за это время свыше 30 концертных бригад дали более 17 тысяч концертов. Забегая вперёд, расскажу, как в 70-х мне удалось уговорить выступить у нас участницу одной из таких бригад Клавдию Ивановну Шульженко. Те, кто её знает, подтвердят: сделать это было совсем непросто. Когда она вышла на сцену и запела «Руки», зал встал. А ведь зрители были непростые: Вячеслав Тихонов, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Сергей Образцов, весь цвет Театра сатиры… Потом Клавдия Ивановна не раз выступала у нас и однажды прямо со сцены рассказала об одном из своих концертов на Ленинградском фронте. Вдруг со своего места поднялся человек в военной форме. Его рассказ потряс всех: как раз перед тем памятным выступлением Шульженко, слушателем которого он был, в их часть не завезли необходимой для готовящегося наступления партии снарядов. И всё же наступление было ошеломляющим. Так и повелось потом: Шульженко, как правило, приглашали на передовые позиции перед началом серьёзных боевых операций. Такова была сила её певческого искусства. Говорили, что об этом знали даже немцы… — Но вернёмся в сегодняшний день. Как вам, Энгилиса Георгиевна, удаётся приглашать на мероприятия звёзд именно первой величины? В чём секрет? Ведь известно, что бешеных гонораров, подобных тем, что платят на различных корпоративах, здесь не бывает. — Звезда звезде рознь. У нас выступают люди, преисполненные благодарности и уважения к этому Дому. А если точнее, к его постоянному зрителю, нынче особенно обделённому возможностью посещать дорогостоящие представления в столичных театрах. Кажется, Толстой сказал, что великие предметы искусства могут считаться великими, когда они понятны всем. Так вот артисты это понимают лучше других и, как мне кажется, с удвоенной энергией дарят людям своё искусство в нашем Доме. А это высокие образцы российской и мировой культуры: классика, джаз, романс. Скажем, когда мы верстали новые концертные планы, естественно, хотели их сделать по-настоящему звёздными. И очень приятно, что особо уговаривать ни Валентину Толкунову, ни Александра Панкратова-Чёрного, ни Евгения Догу, ни Сергея Никоненко не пришлось. Это люди, для которых ЦДРИ — свой дом. Володя Вишневский, который тоже значится в юбилейной афише, ведь вообще впервые на сцену вышел на наших очень популярных у зрителей новогодних посиделках. Никогда не скажет нам нет и Саша Олешко, нынче очень популярный актёр на телевидении. — Что такое ЦДРИ сегодня? — Мы с 1996 года автономная некоммерческая организация (АНО). Когда закончилась советская власть, Дом на протяжении четырёх лет был практически беспризорным, по сути дела, оставшись без кормильца — ВЦСПС. Тогда на ЦДРИ стали претендовать многие. Особенно всех влекло наше старое здание на Пушечной, которое вот уже 20 лет закрыто, лакомый кусок в самом центре столицы. Отбиваясь от претендентов, правление ЦДРИ на большом сборе приняло решение: жить, работать и зарабатывать самостоятельно, не залезая в государственный карман. Одним из учредителей нашей АНО стал Российский профсоюз работников культуры. Руководит Домом правление, в которое входят без малого сто известных мастеров искусств — художники, писатели, известные музыканты. Среди них Евгений Дога, Валентина Толкунова и Валентина Талызина, Марк Розовский, Анатолий Кролл, Лариса Лужина и многие другие. Народный артист России Сергей Никоненко возглавляет совет по театру и кино, народный артист Сергей Яковенко — совет по музыке. Детской и студенческой секцией руководит создатель «Ералаша» Борис Грачевский. Девиз Дома — просветительская деятельность. Но не менее важно и другое. Дом нужен мастерам искусств для общения. Он даёт путевки в будущее молодым, продлевает творческую жизнь ветеранам. В ЦДРИ маститые устраивают свои юбилейные представления и выставки, здесь проходят фестивали детского и студенческого творчества, концерты музыкальных и самых разных московских школ искусств, презентации новых книг, лучших фильмов из сокровищницы мирового кино, встречи представителей самых разных каналов на заседаниях единственного в Москве телевизионного клуба «Свет телеэкрана», выставки известных и начинающих художников… Не зря писатель-сатирик Лёня Французов посвятил Дому такие строки: «Все девять муз в тебе одном!» Напомню: в подавляющем большинстве мероприятия здесь бесплатные. И для участников, и для гостей Дома. Согласитесь, в наше непростое время не оценить этого нельзя. 04.2010 г.
Журнал «Всегда женщина» |
Здесь, в двух шагах от станции метро «Кузнецкий Мост», можно запросто повстречать любую знаменитость. И даже пообщаться с ней, а то и потрогать. От народного артиста СССР до космонавта, дважды Героя. Лично мне, например, посчастливилось как-то почаёвничать тут с самим трижды Героем Иваном Никитовичем Кожедубом. И не только с ним.
Банкетный зал Анонсы и реклама Для проведения
|