
|
Пригодна ли для счастья «Плоская Земля»…

Не пробовали пожить на Плоской Земле? Нет? Или глянуть на такое? Особенно, когда это представлено на театре. Речь не об инсценировке книжного цикла Терри Пратчета. Эта история «про сейчас». И вроде как у нас стряслось. Разве что еще Антарктида вписалась… Бред? Ну, как посмотреть. Вот автор пьесы, а вслед и режиссер посмотрели. И показали.
Итак. Молодой современный российский драматург Ксандра Колесник написала пьесу «ПЛОСКАЯ ЗЕМЛЯ». А лауреат Нац. премии «Золотая маска», режиссер Александр Пономарев собрал команду и поставил. Сперва близ Старого Арбата, в Центральном Доме актера им. А. А. Яблочкиной, 14 и 15 января прошли предпремьерные показы. Они были приурочены к 35-летию театра «Чет-нечет», Пономарев организовал его на пике нового студийного бума, когда закипела «перестройка». «Чет-нечет» потряс и критику (особенно маститую), и зрителей открытием в классике неожиданных сюжетов, необычностью взгляда на саму классику и на возможности сценических действ (Кстати в нынешней постановки участвуют Евгений Воскресенский, Ирина Автух и Коля Трифилов – эти артисты, как определяет сам режиссер, «старая гвардия» и костяк того «Чёт-Нечет-театра»; но об этом далее)…
Большой зал Дома актера, великолепно реконструированный, очень подошел для новой, фантасмагорической, постановки Пономарева. А ныне «ПЛОСКАЯ ЗЕМЛЯ» перекочевала в Центральный дом работников искусств.
26-го февраля в 19.30 в Малом зале ЦДРИ, для критиков и представителей печатных и онлайн-СМИ, пройдёт пресс-показ видеофильма, снятого на пред-премьерных показах.
8 и 9 апреля с. г. в Большом зале ЦДРИ состоится уже премьера для зрителей. Большой зал здесь тоже реконструирован. Так что «ПЛОСКОЙ ЗЕМЛЕ уютно и здесь.
Пономарев сложил действо всепроникающей игры – это как бы «спектакль в спектакле». Прямо на сцене, перед нами, якобы «помощница режиссера» раздает актерам роли, и перед нами – нечто вроде репетиции будущей постановки. Словом, актеры играют актеров, которые разыгрывают перемены в судьбах своих персонажей. Это открывает богатейшее по возможностям игры сочетание «театра представления» с «театром переживания». В действе, подспудно, сквозь иронизм (даже, сарказм), все сильнее проступает драматичность в судьбах персонажей. Главное здесь - истории трех женщин. А это – три линии «любовных страданий». Второй акт полон трагизма.
При этом пьеса Ксандры Колесник – откровенное стебное высмеивание всяческих штампов в мышлении людей и общества, нынешних стандартов и стереотипов социума, идейных, официальных и прочих подобных клише, типовых, «трендовых», тематик, сюжетов, ситуаций и персонажей, кочующих по книгам, спектаклям, фильмам, сериалам. И все это – с задором, азартом, со всем критическим пылом молодости.

Итак, вот некий Love-отель «Vulva»; проще говоря, секс-развлекаловка для «денежных мешков». Персонал надеется выйти на международный уровень – так что супер-клиенты кинутся из Лас-Вегаса сюда. Командует Love-отелем некий Кото. Персонал ведет на него охоту: чтоб перехватить дело. Во главе рейдерского захвата - клиент Lоvе-отеля Гейхеров по прозвищу Dickless (Евгений Воскресенский и Алексей Петров). Главный пособник - Лев Собачкин, администратор Lоvе-отеля. Приманкой для Кото должна послужить «звезда» Lоvе-отеля – проститутка Аида. Для этого Гейхеров влюбляет ее в себя, обещая жениться. Уж тертая-перетертая, матерая штучка Аида – но слабое женское сердце открывается для надежд (и какой же будет облом!). Нанимается киллер… А вокруг наборчик персонажей еще тот! Единокровные сестры, дочери Кото от разных матерей: Любимая дочь по прозвищу «мерлинмонро» и Нелюбимая дочь - «куртка бейн» (их азартно играют актрисы-подростки Катя Власенко и Лада Талочкина). А еще сыновья Кото разных народов и цвета кожи: австралийский, по прозвищу «диджей в ряду» и внебрачный Тарас, чернокожий – но только одной стороной лица (н. а. РФ Юрий Чернов и Денис Бондарков). А там и киллер является в засаду: это девушка по имени Познер. Несчастная. Неудачливая. Неприкаянная. Голодная. И на ее лежку набредает бомжИван.

И греет собой. И зажигается любовь… А тут еще завелись старуха Лизергин, трипующая во льдах Антарктиды (про трип отдельное слово). Жарит над бочкой от керосина сосиски из сердец юношей. Старуху донимает бродящий меж двор Тгu-поэт Данк0. Еще принесло на Миге-31 пилота Леню и штурмана Лизу. Вот вам и третья любовная линия – Леня, прямо в полете, западает на Лизу, и она со всем пылом откликается (кончилось все плохо). И все это потому, что Земля плоская. Ах, да, нужно объяснение-связка. Ею является Леонид Семёнович - Digger (что-то вроде шекспировского могильщика). У него есть и Тwitter – персонифицированный. Вот в нем Лев Семенович и несет бредни o плоской Земле. Где все смещено, не как в привычном нам, по школьным учебникам, мире. И Антарктида тут, под боком. А в ней внутри - обжитая пустота. Принимайте, как данность. Как безумие? Всеобщее? Или что?
Ксандра Колесник назвала пьесу - трип-комедия. Английское «trip» понимается нынче как измененное состояние сознания человека (картина действительности сильно искажена). И вовсе не от употребления разных веществ. Итак, не все в порядке с головой старухи Лизергин, Тгu-поэта, самого Леонида Семеновича и прочих персонажей. Но об этом позже. Для автора это повод постебаться над людским безумством, среди которого как расцвести любви?
А вот что со всем этим делать режиссеру-постановщику?
Автор пьесы хорошенько изучила материал для стеба - псевдо-научные бредни (вроде измышлений академика Фоменко о «новой хронологии»): теории о плоской Земле и наличии обжитых пространств внутри Антарктиды, конспирологические версии о том, что туда на подводных лодках убралась перед концом 2-й мировой войны гитлеровская клика.
Александр Пономарев обозначил спектакль как «арт-треш-трагифарс». И разыгрался вовсю. Карта Плоской Земли на обложке-календаре программки спектакля. И как фоновой занавес на сцене. Сцена условно поделена на два пространства. Одно «реальный мир»: Love-отель «Vulva», засада-лежка киллера Познер, причиндалы и инструменты артистов и музыкантов, разыгрывающих «репетицию», самолет Лизы и Лени. «Другой мир» - вот в этом измененном сознании: там Тгu-поэт, старуха Лизергин, бочка-жаровня, Леонид Семенович и его Тwitter. Но эти пространства взаимопроникаемы. Как взаимопроникаемы реальность и наше представление о ней – здравое или искаженное.
Часть актеров играют по два образа-роли: Пилот Леня и Леонид Семенович – Николай Трифилов; Лев Собачкин и бомжИван – Антон Власов (ввелся перед самой премьерой за три репетиции); Тгu-поэт ДанкО и Тwitter - Илья Смирнов (юный 16-летний актер); Лиза и старуха Лизергин – Ирина Автух. Тем самым подчеркиваются ироничные отсылы автора пьесы к классике - например, уже в самих именах персонажей. Старуха Лизергин и штурман Лиза – тут отзвучиваются и старуха Изергиль, и бедная Лиза: ведь во время аварии самолета пилот Леня бросил погибающую Лизу. И, предав любовь, сошел с ума – что-то в нем от безумствующего гоголевского Поприщина: по воле режиссера он произносит монологи Поприщина, когда тот в психбольнице сходит с ума. Аида, краса Love-отеля, его лучшая приманка, обманутая в чувстве (Гейхеров на самом деле – гей, у него любофф с Тарасом, а все обещания Аиде – лишь для того, чтоб заманила под пулю Кото) – так вот, Аида напоминает о вердиевской невольнице фараонов Аиде, и в спектакле звучит музыка из знаменитой оперы… ну и т. д.
Судьба Аиды в чем-то повторяет судьбы девушки-киллера Познер и штурмана Лизы Но в этой роли Татьяна Ястребова ведет и другую важную линию предложенной актером игры – чтоб мы не забывали: это «спектакль в спектакле». Ястребова играет актрису, которая играет Аиду, а сама Аида тоже вначале вовсю притворщица, она себе на уме; пытаясь понять, что за интриги разворачиваются, прикидывается веселенькой недалекой простушкой, с восторгом танцующей на стойке ресепшена отеля. И по всей роли раскиданы напоминания о двойственности режиссерской игры – Ястребова, даже не участвуя в том или ином эпизоде, реагирует на всех остальных. Ведь репетиция! Артисты должны ощущать ритм, интонацию игры своих партнеров, чтобы не выпадать из строя спектакля. А Ирна Автух играет старуху Лизергин еще и как трагическую фигуру – соединением ролей режиссер подчеркнул символику, знаки которой там и тут четко обозначены автором пьесы Ксандрой Колесник: быть может, старуха Лизергин – это ставшая ею, случайно спасшаяся в аварии, штурман Лиза. Она словно наказана судьбой: она поздно распознала пришедшую к ней любовь, а, как военный летчик, готовая «убивать врагов». Аида, никого вроде сама не убившая и не подставившая, тем не менее, азартно участвует в охоте на «хозяина предприятия», Кото – и, будучи обманута в любви и надеждах, перехватывает все нити интриг, берет все дело в свои руки и превращается в сухого, бесчувственного делового бизнесмена. И только невезучая девушка-киллер (Ирина Подгорная), никого не убившая и никому не желающая зла, обретает любовь, семью и нежного, преданного мужа – ее сердце «растопил» бомжИван.
А, может быть, эта история – бред летчика, Лени-пилота, предавшего и погубившего любимую женщину, слетевшего с катушек и попавшего в психушку. И теперь мерещатся ему и бредни о плоской Земле, и анекдотические ситуации, и несуразно-пародийные персонажи, и потерявшаяся где-то в этом безумном мире душа штурмана Лизы.
Стилистика драматурга, строй пьесы явно вдохновили Александра Пономарева «вспомнить молодость» и заново переиначить свои давние игры с формой и многое из того, что разрабатывалось им при постановке произведений Гоголя, обэриутов, Крученых. В спектакле соединились насмешливость нью-драмы и стеб молодого поколения со ерничеством и социальным сарказмом более старшего поколения сценических авангардистов – в лице постановщика спектакля.
Этот спектакль – яркое и красочное действо. Декорации, в которых одна и та же конструкция может быть и стойкой ресепшена в отеле, и горящим самолетом. Жаровня, на которой старуха Лизергил в шикарном платье жарит сосиски из сердец юношей, - бочка от керосина, и она же что-то вроде символического «пупа Земли». (художник-сценограф - Андрей Тюпикин, он создавал декорации и к «золотомасочному» спектаклю Пономарева «Победа над Солнцем»). «Рисующий» свет, усиливающий настроение каждой сцены (художник по свету – Елизавета Садовникова). Броские, неожиданные костюмы и прически, пародирующие современные моды и неудобоносимые предложения самых крутых модельеров от кутюр (костюмы из коллекций Марфы Талочкиной и Александра Пономарева). Музыкальная установка, включающая и обычные ударные, и сочиненные инструменты в виде огромных пластин. Благодаря этим инструментам - неожиданное, отличное, современного звучания музыкальное сопровождение – семейная пара мульти-инструменталистов Стефана и Саввы Андрусенко. Спектакль вообще пронизан музыкальным строем – тут и поют (репетитор вокальных номеров – Мария Нефедова, и играют на болгарском кавале и гармошке, и танцуют (авторы музыкальной канвы – Стефан Андрусенко и Александр Пономарев).
Органичное соединение всех этих приемов и пластов – дело непростое. Порой форма некоторой рассудочностью и холодноватостью , при всей увлекательности, снижает степень сопереживания судьбам персонажей. Но спектакль только начинает жизнь. Его внутренний рост и наполнение будут развиваться во взаимодействии со зрителем.
Несколько слов о том, как сложился этот авторский постановочный независимый проект. В прошлом году «Цех драматургов» организовал конкурс - показы-читки по нескольким, прошедшим предварительный отбор, пьесам современных авторов. Показы проходили на Малой сцене во МХАТе им. М. Горького. Награда победителю – грант на постановку, из фонда Президентских грантов. Победителем и стала пьеса «Плоская Земля» Ксандры Колесник, представленная в читке Александром Пономаревым и собранной им командой артистов – от юных актеров-подростков до умелых и опытных мастеров разных поколений. Репетиции шли с начала декабря прошлого года. И вот теперь спектакль начинает путь к зрителю.
|